— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Соблюдение трудовых прав

Современные подходы к сопровождению граждан с инвалидностью вследствие психического расстройства предполагают адаптацию и интеграцию таких людей в большом мире.  Граждане, живущие в ПНИ, имеют конституционное право на труд.  В соответствии со ст. 27 Конвенции ООН о правах инвалидов это следует обеспечивать в рамках общего интеграционного процесса – на основе интеграции, а не изоляции, обеспечивая «поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда», и Россия тоже становится на этот путь. 

Поступает огромное число жалоб от жителей ПНИ о нарушениях их трудовых прав. Реальная ситуация с трудовой деятельностью граждан внутри ПНИ состоит в следующим.

На практике лишь небольшая часть жителей ПНИ имеет возможность быть официально трудоустроенными в ПНИ, где они проживают – то есть осуществлять трудовую деятельность за вознаграждение в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Количество свободных вакансий в ПНИ весьма ограничено, и жители (в том числе и недееспособные) рассказывают, как долго им приходится ждать такой возможности официального трудоустройства. . С учетом того, что количество вакансий намного меньше числа людей, желающих трудиться и получать за это зарплату, существует практика оформления жителей в ПНИ не на полную ставку, а на её мизерные части.  Отметим, что подобное дробление ставки таит опасность нарушения трудовых прав жителей, так как выделить при осуществлении определенных видов работ тот объем работы, который в точности соответствует занимаемой человеком части ставки, не всегда практически возможно и это нередко приводит к злоупотреблениям по отношению к работающим жителям ПНИ со стороны персонала. Мизерное «вознаграждение» позволяет причислить ПНИ к недобросовестным работодателям

При этом жители ПНИ крайне редко готовы обжаловать такие нарушения, так как боятся не только потерять работу, но и испортить отношения с персоналом ПНИ (с которым приходиться совместно трудиться) и с самим работодателем, который является еще и директором организации, где они постоянно проживают.

Часто приходится защищать права людей с особыми нуждами, проживающих в ПНИ, в следующих ситуациях:

Жители ПНИ, которые имеют возможность трудиться в ПНИ на полную ставку, как правило, удовлетворены своей трудовой деятельностью; тем не менее, многие из них не прекращают попыток найти работу на открытом рынке, чтобы их социальная жизнь не ограничивалась только стенами ПНИ.

 

Назад

Информирование проживающих о подписываемых ими документах

Если ПНИ выступает как работодатель, то правила взаимодействия с работником регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) и принятыми на основе общего законодательства внутренними документами организации, которые могут регулировать, в том числе, порядок информирования работников. В ходе трудовой деятельности часто возникает необходимость подписания различных документов, юридически важно, чтобы у человека была возможность прочитать и понять те документы, которые ему предлагают подписать. Соответственно, процесс подписания документов в организации должен обеспечивать работнику возможность внимательно прочитать, понять документ и получить его копию, в случае необходимости.

В крупных организациях взаимодействием с работниками для подписания необходимых документов обычно занимается отдел кадров. Представители отдела кадров связываются с работниками и назначают удобное время для подписания тех или иных документов. Если есть какие-то сложности во взаимодействии с этими сотрудниками, можно обратиться напрямую к руководителю организации с любым вопросом, касающимся трудовых отношений.

Информация о заработной плате должна предоставляться письменно в расчётном листке. Содержание и порядок предоставления такой информации установлены в ст. 136 ТК РФ:

«При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов».

То есть работодатель обязан предоставлять расчётный листок, но его форма может утверждаться внутренними документами организации. В том числе возможна электронная форма. Если у работника есть сложности по доступу к такой электронной форме, можно обратиться с соответствующим заявлением к работодателю и попросить оказать содействие в получении расчётного листка в доступной форме. Нужно добавить, что требование о расчётных листках относится только к случаям, когда заключён трудовой договор. Расчётные листки не обязательно подписывать, они предоставляются для информирования работника, чтобы работнику было понятно, какую именно зарплату он получает, какие произведены удержания и так далее.

Обычно именно работодатель заинтересован в том, чтобы работник подписал необходимые документы. Основные документы подписываются при поступлении на работу, но в ходе работы также может потребоваться подписание: например, если в организации изменится какой-либо локальный нормативный акт, потребуется новая форма согласия на обработку персональных данных и так далее. Какого-то исчерпывающего перечня таких документов нет, но интернат как работодатель обязан проинформировать работника обо всех документах, которые необходимо подписать, подготовить эти документы и предоставить работнику для ознакомления и подписания. Дальше уже нужно ориентироваться на содержание документа – подписывать только то, что понятно, в ином случае требовать разъяснения работодателя.

Конвенция ООН о правах инвалидов

СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

Определение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2021 № 36-КГ21-4-К2

Определение Верховного Суда РФ от 30 марта 2020 № 18-КГ20-4

Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Верховный суд РФ о заключении трудового договора с недееспособным

О социальном обслуживании граждан в городе Москве

Об организации работы по реализации положений постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве

ПРИКАЗ от 30 декабря 2021 года N 1425 Об утверждении тарифов на социальные услуги в Москве