— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Соблюдение трудовых прав

Современные подходы к сопровождению граждан с инвалидностью вследствие психического расстройства предполагают адаптацию и интеграцию таких людей в большом мире.  Граждане, живущие в ПНИ, имеют конституционное право на труд.  В соответствии со ст. 27 Конвенции ООН о правах инвалидов это следует обеспечивать в рамках общего интеграционного процесса – на основе интеграции, а не изоляции, обеспечивая «поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда», и Россия тоже становится на этот путь. 

Поступает огромное число жалоб от жителей ПНИ о нарушениях их трудовых прав. Реальная ситуация с трудовой деятельностью граждан внутри ПНИ состоит в следующим.

На практике лишь небольшая часть жителей ПНИ имеет возможность быть официально трудоустроенными в ПНИ, где они проживают – то есть осуществлять трудовую деятельность за вознаграждение в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Количество свободных вакансий в ПНИ весьма ограничено, и жители (в том числе и недееспособные) рассказывают, как долго им приходится ждать такой возможности официального трудоустройства. . С учетом того, что количество вакансий намного меньше числа людей, желающих трудиться и получать за это зарплату, существует практика оформления жителей в ПНИ не на полную ставку, а на её мизерные части.  Отметим, что подобное дробление ставки таит опасность нарушения трудовых прав жителей, так как выделить при осуществлении определенных видов работ тот объем работы, который в точности соответствует занимаемой человеком части ставки, не всегда практически возможно и это нередко приводит к злоупотреблениям по отношению к работающим жителям ПНИ со стороны персонала. Мизерное «вознаграждение» позволяет причислить ПНИ к недобросовестным работодателям

При этом жители ПНИ крайне редко готовы обжаловать такие нарушения, так как боятся не только потерять работу, но и испортить отношения с персоналом ПНИ (с которым приходиться совместно трудиться) и с самим работодателем, который является еще и директором организации, где они постоянно проживают.

Часто приходится защищать права людей с особыми нуждами, проживающих в ПНИ, в следующих ситуациях:

Жители ПНИ, которые имеют возможность трудиться в ПНИ на полную ставку, как правило, удовлетворены своей трудовой деятельностью; тем не менее, многие из них не прекращают попыток найти работу на открытом рынке, чтобы их социальная жизнь не ограничивалась только стенами ПНИ.

 

Назад

Учет доходов проживающих при оплате социальных услуг

Постановление Правительства РФ от 30 октября 2021 г. № 1876 «О внесении изменения в Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»  позволило не учитывать зарплату людей с инвалидностью, проживающих и работающих в интернатах, при расчёте их подушевого дохода для оплаты социальных услуг.
Но если получатель социальных услуг трудоустроен за пределами учреждения, в котором проживает, 75% от его зарплаты по-прежнему должны учитываться при расчёте его дохода для оплаты социальных услуг и, соответственно, могут переводиться на их оплату.
Однако здесь возникает ряд вопросов.
 
1. Размер платы за социальное обслуживание, как и порядок ее расчета и взимания, устанавливается субъектом Российской Федерации (п. 14 ст. 8 Закона 442-ФЗ). Закон 442-ФЗ устанавливает только МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень платы, а субъект может установить и другой – ниже. Например, не 75%, а 50% или 25%. Или вообще 0% – для тех или иных категорий получателей услуг.

2. Подавляющее большинство субъектов следуют за 442-ФЗ. Если это так, значит размер платы за стационарное социальное обслуживание устанавливается на основании тарифов, но не может быть БОЛЬШЕ, чем 75% среднедушевого дохода, куда входит и пенсия, и зарплата, если человек  (п. 4 ст. 32 442-ФЗ).
Посмотрим на примерах. Предположим, что плата за проживание в ПНИ по тарифам составляет 15 тыс. рублей. Тогда тот проживающий, у которого пенсия составляет 12 тыс. р., платит 9 тыс. р. («не более 75% от дохода). Если же у проживающего есть пенсия 12 тыс. и зарплата 20 тыс. р., то он платит не 75% от 32 (12+20) тыс. р. (то есть, не 24 тыс. р.), а только 15 тыс. р. – потому что плата по тарифам получилась меньше, чем 75% его общего дохода. А если у него зарплата 4 тыс., то он платит 75% от (12+4) тыс. р., получается 12 тыс. р. – поскольку 75% его дохода ниже, чем стоимость услуг по тарифам.
Поэтому правильный размер платы должен быть рассчитан в зависимости и от дохода,  и от тарифов.  Итак, следует посчитать стоимость услуг проживающему по тарифам – и сравнить со среднедушевым доходом получателя услуг.

3. В любом случае проживающие, работающие вне учреждения, будут вынуждены отдавать значительную часть своей зарплаты в качестве платы за социальное обслуживание. И это является сильнейшим демотивирующим фактором. Представители общественных организаций неустанно ставят этот вопрос на рассмотрение и просят его решить, поскольку для проживающих работа – это не только дополнительный доход, но и способ социализации и реабилитации.
 
До тех пор, пока нет системного решения на федеральном уровне, на практике эта проблема решается по-разному:
а) некоторые руководители учреждений просто «не замечают» дополнительного заработка своих проживающих. Мол, пенсия к нам поступает, мы из нее и рассчитываем, а зарплату учреждение не видит, значит, мы о ней «не знаем» и не включаем в расчеты;
б) теоретически субъект вправе изменить порядок расчета платы за социальное обслуживание. Например, установить, что плата за стационарное обслуживание не должна превышать 75% пенсии, а не 75% дохода, как это установлено сейчас. Или исключить заработную плату из доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода проживающего в ПНИ. Или придумать еще какой-нибудь механизм, стимулирующий проживающих социализироваться и интегрироваться в социум, устраиваясь на работу за пределами ПНИ;
в) если речь идет о высокофункциональных получателях, возможен перевод их из стационарного – на полустационарное или надомное обслуживание. Т.е. переселить этаких людей в общежитие, из которого они будут посещать работу и разные социальные мероприятия и занятия в ПНИ. Тогда их форма социального обслуживания станет полустационарной, и в этом случае порядок расчета платы будет другой.
Понятно, что любое решение этого вопроса возможно не на уровне учреждения, а на уровне профильного Министерства региона.

4. На основании вышеизложенного учреждение может обратиться к учредителю (то есть к Министерству) с предложением изменить (или разъяснить) порядок взимания платы за социальное обслуживание с работающих проживающих.
 
Важное замечание!
Если проживающие, которые планируют трудоустроиться, находятся в длящихся правоотношениях с  учреждением (то есть, проживают в ПНИ) дольше, чем с 1 января 2015 года, то на них, согласно п. 2 ст. 35 ФЗ 442-ФЗ и сложившейся судебной практике (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2021 N 36-КГ21-4-К2, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2020 N 18-КГ20-4 и др.), распространяется ранее действовавший (до закона 442-ФЗ) порядок взимания платы за социальное обслуживание. То есть они должны платить только 75% с пенсии, а не 75% с общего дохода, включающего и пенсию и зарплату. В этом случае описанной  проблемы (учет зарплаты проживающего, работающего за пределами ПНИ, при расчете его подушевого дохода для оплаты социальных услуг) не возникает.

 

Конвенция ООН о правах инвалидов

СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

Определение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2021 № 36-КГ21-4-К2

Определение Верховного Суда РФ от 30 марта 2020 № 18-КГ20-4

Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Верховный суд РФ о заключении трудового договора с недееспособным

О социальном обслуживании граждан в городе Москве

Об организации работы по реализации положений постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве

ПРИКАЗ от 30 декабря 2021 года N 1425 Об утверждении тарифов на социальные услуги в Москве