— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Соблюдение трудовых прав

Современные подходы к сопровождению граждан с инвалидностью вследствие психического расстройства предполагают адаптацию и интеграцию таких людей в большом мире.  Граждане, живущие в ПНИ, имеют конституционное право на труд.  В соответствии со ст. 27 Конвенции ООН о правах инвалидов это следует обеспечивать в рамках общего интеграционного процесса – на основе интеграции, а не изоляции, обеспечивая «поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда», и Россия тоже становится на этот путь. 

Поступает огромное число жалоб от жителей ПНИ о нарушениях их трудовых прав. Реальная ситуация с трудовой деятельностью граждан внутри ПНИ состоит в следующим.

На практике лишь небольшая часть жителей ПНИ имеет возможность быть официально трудоустроенными в ПНИ, где они проживают – то есть осуществлять трудовую деятельность за вознаграждение в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Количество свободных вакансий в ПНИ весьма ограничено, и жители (в том числе и недееспособные) рассказывают, как долго им приходится ждать такой возможности официального трудоустройства. . С учетом того, что количество вакансий намного меньше числа людей, желающих трудиться и получать за это зарплату, существует практика оформления жителей в ПНИ не на полную ставку, а на её мизерные части.  Отметим, что подобное дробление ставки таит опасность нарушения трудовых прав жителей, так как выделить при осуществлении определенных видов работ тот объем работы, который в точности соответствует занимаемой человеком части ставки, не всегда практически возможно и это нередко приводит к злоупотреблениям по отношению к работающим жителям ПНИ со стороны персонала. Мизерное «вознаграждение» позволяет причислить ПНИ к недобросовестным работодателям

При этом жители ПНИ крайне редко готовы обжаловать такие нарушения, так как боятся не только потерять работу, но и испортить отношения с персоналом ПНИ (с которым приходиться совместно трудиться) и с самим работодателем, который является еще и директором организации, где они постоянно проживают.

Часто приходится защищать права людей с особыми нуждами, проживающих в ПНИ, в следующих ситуациях:

Жители ПНИ, которые имеют возможность трудиться в ПНИ на полную ставку, как правило, удовлетворены своей трудовой деятельностью; тем не менее, многие из них не прекращают попыток найти работу на открытом рынке, чтобы их социальная жизнь не ограничивалась только стенами ПНИ.

 

Назад

Возможность отказа проживающего от части услуг

Не все услуги нужны абсолютно всем проживающим. Можно ли отказаться и не оплачивать часть услуг?

Социальные услуги могут оказываться бесплатно, за плату и за частичную плату. В Постановлении Правительства Москвы от 26 декабря 2014 года «О социальном обслуживании граждан в городе Москве» по поводу оплаты указано следующее:

"6.4. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и полуторной величиной прожиточного минимума, установленной в городе Москве в расчете на душу населения.

6.5. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с Правилами, а для получателей социальных услуг из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны, – пятьдесят процентов их среднедушевого дохода.

6.6. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг и порядок взимания платы за предоставление социальных услуг устанавливаются договором".

То есть размер оплаты конкретного жителя ПНИ определяется на основе тарифов на те социальные услуги, которые указаны в его ИППСУ. ИППСУ составляется исходя из потребностей человека и должна содержать только те услуги, которые нужны конкретному человеку.

Действующие тарифы на социальные услуги в Москве можно посмотреть здесь (услуги в ПНИ перечислены в приложении 2).

Как правило, в результате определения размеров оплаты социальных услуг ПНИ всегда получается сумма, которая превышает 75% среднедушевого дохода получателя услуг, поэтому все люди в ПНИ платят, как правило, максимально возможную сумму – 75% от своих доходов. Остальную часть оплачивает государство, Но при этом утверждение о том, что оплата в принципе не зависит от того, какие услуги содержатся в ИППСУ, не соответствует законодательству.

Если в ИППСУ содержатся те услуги, которые человеку не нужны, можно добиться пересмотра ИППСУ и заключения договора уже по новой программе. В Приказе Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 30 декабря 2014 г. N 1171 «Об организации работы по реализации положений постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП  О социальном обслуживании граждан в городе Москве» указано, что

"7. Пересмотр индивидуальной программы предоставления социальных услуг осуществляется по заявлению получателя социальных услуг в порядке, аналогичном составлению нового проекта индивидуальной программы предоставления социальных услуг".

Обращаться с заявлением о пересмотре ИППСУ нужно в территориальный отдел социальной защиты или в центр "Мои документы" (порядок обращения можно посмотреть здесь, п. 2: https://www.mos.ru/otvet-zdorovie/kak-poluchit-socialno-medicinskoe-i-patronazhnoe-obsluzhivanie-na-domu/#2). После оформления новой ИППСУ жителю интерната ПНИ должны пересчитать сумму его платы за социальное обслуживание, исходя из тех услуг, которые указаны в новой программе.

Но не исключено, что новая сумма всё равно окажется больше, чем 75% доходов получателя услуг.

Конвенция ООН о правах инвалидов

СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

Определение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2021 № 36-КГ21-4-К2

Определение Верховного Суда РФ от 30 марта 2020 № 18-КГ20-4

Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Верховный суд РФ о заключении трудового договора с недееспособным

О социальном обслуживании граждан в городе Москве

Об организации работы по реализации положений постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве

ПРИКАЗ от 30 декабря 2021 года N 1425 Об утверждении тарифов на социальные услуги в Москве