Если, хорошенько подумав, мы решаем не оформлять инвалидность или ее установление затруднено, мы должны знать, какую помощь предоставляет государство особому ребенку независимо от того, имеет ли он статус ребенка-инвалида.
Справедливо считая, что любой ребенок «с ограниченными возможностями здоровья» находится «в трудной жизненной ситуации», государство гарантирует ему следующую помощь:
1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», особым детям и их семьям оказывается бесплатное социальное обслуживание в системе социального обслуживания при признании их нуждающимся в социальном обслуживании. К таким основаниям, в частности относятся: наличие в семье ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации, отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за ребенком и др. (ст. 15).
Социальное обслуживание подразумевает оказание социальных услуг. Такими услугами являются:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги.
Полный перечень социальных услуг по формам социального обслуживания утверждается каждым регионом РФ самостоятельно, но при учете рекомендаций Минтруда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление законного представителя ребенка, либо органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения в учреждения социального обслуживания или в органы социальной защиты населения.
По результатам рассмотрения заявления составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Например,
В Санкт-Петербурге - это Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 N 1283 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге".
Каждый регион утверждает свой территориальный перечень социальных услуг, предоставление которых гарантируется в регионе за счет средств бюджета региона
Например,
В Санкт-Петербурге - это Приложение 1. Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 717-135 "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге"
Социальное обслуживание граждан в РФ является расходным обязательством регионов.
2. В соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане) имеют право получить бесплатную юридическую помощь в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Круг вопросов, по которым оказывается бесплатная юридическая помощь указан в ч.2 и 3 с. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
3. В различных регионах принимаются нормативные акты, предоставляющие особому ребенку, не имеющему статуса ребенка-инвалида, помощь, дополнительную к определяемой нормативными актами. К примеру, в городе Москве помощь ребенку с особенностями развития, не имеющему статуса «ребенок-инвалид», а именно: лицу, не признанному в установленном порядке ребенком-инвалидом, но имеющему временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающемуся в мерах социальной поддержки (под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью — при отсутствии мер специальной поддержки!), предоставляется в соответствии с Законом города Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».
Для получения социальной помощисобираем рекомендации специалистов точно так же, как и для включения в индивидуальную программу реабилитации при оформлении инвалидности. Далее обращаемся в выбранную нами государственную реабилитационную организацию для получения в ней ребенком реабилитационных услуг либо в Департамент социальной защиты города для обеспечения ребенку предоставления реабилитационных услуг или технического средства реабилитации. При устройстве такого ребенка в реабилитационную организацию или получении технического средства реабилитации в соответствии с упомянутым Законом города Москвы действуют те же рекомендации, что и в аналогичных ситуациях при исполнении индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (см. «Реализация ИПРА»). В ситуациях, когда реабилитационная организация отказывается принимать ребенка либо реабилитационные услуги предоставляются в объеме или качестве, не соответствующем рекомендациям специалистов, необходимо обращаться в письменном виде в Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент образования Города Москвы (в зависимости от подведомственности реабилитационной организации) с просьбой обеспечить услуги в необходимых объеме и качестве со ссылкой на указанный выше Закон.
Реабилитационные услуги могут быть получены в негосударственной реабилитационной организации или у индивидуального предпринимателя с полным или частичным освобождением от оплаты услуг. В этом случае ребенок, которому такие услуги были предоставлены, получает в соответствии с Налоговым кодексрм РФ доход в натуральной форме, на который должен быть уплачен налог на доходы физических лиц.