Одним из направлений государственной поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ является создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе.
Особо необходимо отметить то, что семья ребенка раннего возраста, у которого выявлены особенности в развитии, нуждается в информационно-консультативной помощи. Родители должны быть информированы не только о нарушениях развития ребенка, но у них должно сформироваться представление о том, как строится жизнь семьи с ребенком с нарушениями развития и жизнь самого ребенка в будущем.
С 2021 года организация оказания ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации осуществляется с учетом положений Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р, и плана ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 года N 2253-р.
Концепцией определено, что ранняя помощь детям и их семьям - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических мероприятий, оказываемых на междисциплинарной основе детям в возрасте от рождения до 3 лет, имеющим нарушения психофизического развития или риск их возникновения безотносительно наличия у них инвалидности, и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их социализации и интеграции в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в целях комплексной профилактики формирования детской инвалидности.
По итогам реализации Концепции развития к 2025 году планируется обеспечить в качестве одного из основных целевых показателей достижение охвата услугами ранней помощи не менее 90% семей, нуждающихся в них.
Утвержден Комплексный межведомственный план по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям.
Ранняя помощь детям и их семьям является неотъемлемой составляющей комплексной реабилитации и абилитации, обеспечивающей своевременную качественную мультидисциплинарную поддержку ребенка и его семьи в целях профилактики формирования и утяжеления детской инвалидности.
Для определения целесообразности получения ранней помощи имеет смысл изучить целевые ориентиры дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте.
Если:
- после рождения медики установили нарушения развития ребенка;
- врачи на контрольных осмотрах отмечают отклонения от норм развития;
- родителей беспокоят некоторые реакции ребенка;
- и при этом врачи рекомендуют только медицинское вмешательство (лечение),
то целесообразно обратиться в службы ранней помощи по месту жительства.
Информацию о возможностях получения ранней помощи следует получать в органах образования, здравоохранения, социальной защиты населения по месту жительства. Если такой информации получить не удается, направляем в адрес указанных органов обращение с просьбой о содействии в получении ранней помощи.
Во многих субъектах Российской Федерации уже действуют службы ранней помощи. Например:
- в Москве https://srp.dszn.ru/;
- в Санкт-Петербурге https://rp-spb.info/;
- в Архангельской области https://agdp1.ru/personal/patsientu/early_help.php
- и многих других.
Особую роль в раннем выявлении проблем ребенка играют детско-родительские группы, направленные на повышение компетентности родителей.
Организация комплексных семейно-ориентированных психолого-педагогических и медико-социальных услуг по программе ранней помощи может осуществляться в дошкольных образовательных организациях, в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также в центрах социального обслуживания, учреждениях здравоохранения, родительских клубах, негосударственных профессиональных организациях и др.