— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Слабослышащие и позднооглохшие дети

Требования к специальным условиям получения начального общего образования установлены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598):

вариант программы 2.1.

вариант программы 2.2.

вариант программы 2.3.

На основе ФГОС НОО утверждена Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

На ступени основного общего образования (5-9 классы) действует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897). На его основе разработана Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха, где изложены требования к учебным программам для глухих,  слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся:

вариант программы 1.1

вариант программы 1.2

вариант программы 2.2.1

вариант программы 2.2.2

Реестр примерных адаптированных программ размещен на сайте https://fgosreestr.ru/.

Образовательная организация на базе этих документов самостоятельно разрабатывает адаптированную основную образовательную программу.

В структуру адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ включаются обязательные коррекционно-развивающие курсы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами. Обязательные коррекционные курсы, предусмотренные стандартами, могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и с учетом ИПРА.

Обязательные коррекционные курсы являются составной частью адаптированной образовательной программы и являются для обучающегося бесплатными.

Обязательные коррекционно-развивающие курсы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Из СанПиНов к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28):

«Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.»

За создание специальных условий для получения образования плата в государственных и муниципальных образовательных организациях не взимается, это для семьи бесплатно. Коррекционные занятия являются составной частью образовательных программ при обучении ребенка с ОВЗ и плата за них также взиматься не может. Если школа требует для предоставления коррекционных услуг, включенных в образовательную программу, заключить договор о платных услугах, обращайтесь в орган образования для разрешения ситуации.

Назад

Вариант программы 1.1. основного общего образования

Программа  адресована глухим, слабослышащим, позднооглохшим и кохлеарно имплантированным обучающимся, освоившим основные, в том числе адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования (далее – АООП НОО), варианты 1.1. и 2.1. При переходе на уровень основного общего образования у обучающихся не наблюдаются стойкие специфические трудности в обучении, а также общении и взаимодействии с педагогическими работниками и обучающимися с сохранным слухом, препятствующие освоению содержания образования в общеобразовательном классе совместно с нормативно развивающимися сверстниками в единые календарные сроки (пятилетний срок обучения – 5–9 классы).

Структура, содержание и планируемые результаты освоения адаптированной программы соответствуют требованиям, отражённым в примерной ПООП ООО и дополнены требованиями к созданию специальных условий обучения, воспитания, в том числе реализации в ходе образовательного процесса программы коррекционной работы, разработанной с учетом особых образовательных потребностей данной группы обучающихся с нарушениями слуха.

Глухие, слабослышащие, позднооглохшие и кохлеарно имплантированные обучающиеся, освоившие основные, в том числе адаптированные общеобразовательные программы, начального общего образования (варианты 1.1. и 2.1), могут продолжить образование по вариантам 1.2, 2.2.1 и 2.2.2 ПАООП ООО при наличии стойких специфических трудностей в обучении, а также в общении и взаимодействии с педагогическими работниками и нормативно развивающимися обучающимися, препятствующих получению основного общего образования на основе ПАООП ООО (вариант 1.1).

Стандарт начального образования для обучающихся с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. N 1897

Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся