В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», основанием для помещения в «стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами» (в обиходе – психоневрологический интернат, или ПНИ), является личное заявление лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, если такой человек может выразить свое мнение. Между тем, очень часто недееспособные граждане помещаются в учреждение по заявлению опекуна. Личное заявление отсутствует даже в отношении тех проживающих, которые по своему состоянию, скорее всего, могли бы выразить свою волю (грамотных, имеющих образование и т.п.).
Не учитывается на практике также возможность выбора таким лицом конкретной организации социального обслуживания.
Закон не предусматривает недобровольного помещения человека, в том числе недееспособного, в интернат. Недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане принимаются в интернат по их личным заявлениям, что предполагает их добровольное согласие жить в интернате. Если недееспособный гражданин по своему состоянию не способен подать личное заявление, его принимают в интернат по решению органа опеки и попечительства без личного заявления (статья 41 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185–1). Но даже в том случае, когда недееспособный человек не способен подать личное заявление, следует убедиться, что он согласен с помещением в интернат.
Сам по себе прием в интернат – часть процедуры по предоставлению гражданину социального обслуживания в стационарной форме. В соответствии с законодательством о социальном обслуживании граждан сначала гражданин обращается с заявлением о предоставлении социальных услуг в уполномоченный орган (как правило, в районный отдел социальной защиты населения) с пакетом документов. Обычно уполномоченный орган помимо анализа документов обследует, как живет заявитель по месту своего проживания. В случае если человек признается нуждающимся в социальном обслуживании, ему составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) и оформляется путевка в интернат. Затем следует обращение в интернат и заключение между гражданином и интернатом договора о предоставлении социальных услуг.
Большой проблемой в интернатах является заключение договоров о предоставлении социальных услуг с недееспособными или ограниченными в дееспособности гражданами. От имени недееспособного гражданина заключать договор должен опекун, а обязанности опекуна исполняет интернат. Получается, что интернат должен заключать договор сам с собой: как исполнитель услуг и как представитель подопечного. Это противоречит закону: согласно пункту 3 статьи 182 Гражданского кодекса представитель (в данном случае ПНИ) не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично (опять же, ПНИ), за исключением случаев, предусмотренных законом (а законом заключение договора о предоставлении социальных услуг не определено как исключение из общего правила, то есть входит в такой ситуации в разряд запрещенных действий). В таком случае договор с интернатом может заключать от имени подопечного орган опеки и попечительства. Согласно подпункту 8 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства представляет законные интересы недееспособных граждан в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Если при этом у подопечного сохранен опекун/попечитель – гражданин, то он указывается в договоре вместе с органом опеки и попечительства (см. Заключение договора об оказании социальных услуг интернатом).
К сожалению, до сих пор сохраняется практика, когда интернат заключает договор сам с собой... Впрочем, вопрос не только в заключении договора, но и в представлении интересов подопечного при исполнении этого договора. Государственные проверки качества работы интерната не заменяют необходимости отстаивания личных интересов гражданина.
Для личных дел недееспособных или ограниченно дееспособных людей, а также тех, кто восстановил дееспособность, предусмотрено специальное регулирование (Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»).
Выписка из интерната регулируется документом «Порядок и условия перевода, выписки и временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами» (Приказ Минтруда России от 3 апреля 2024 года № 176н) (далее Порядок).
«Заявление о выписке может подать проживающий, в том числе недееспособный, его законный представитель или лицо, которое обязуется обеспечивать помощь и уход проживающему после его выписки (п. 26 Порядка).
Решение о выписке принимает стационарная организация при наличии (пункты 20 и 21 Порядка):
- заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что проживающий способен проживать самостоятельно, или, если не способен проживать самостоятельно, заявления лица, обязующегося обеспечивать помощь и уход после выписки;
- рекомендаций межведомственной комиссии, создаваемой в субъекте РФ в соответствии со статьей 441 Закона (в редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2024 года).
В заявлении о выписке указываются причина выписки и наличие или отсутствие условий для выписки проживающего, которые предусмотрены Порядком, адрес планируемого места проживания после выписки. В случае, если проживающий неспособен вести самостоятельный образ жизни, в заявлении также указывается лицо, которое обязуется обеспечивать помощь и уход за проживающим после выписки (п. 27 Порядка).
Причина выписки указана в Порядке только одна – желание проживать в домашних условиях (п. 22 Порядка).
Условиями выписки являются (п. 23 Порядка):
- наличие у гражданина права пользования жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, на любом законном основании (в том числе на праве собственности, по договору социального найма) или обязательство других лиц предоставить право пользования жилым помещением и наличие возможности проживать в жилом помещении, в том числе если в нем проживают другие граждане, или наличие средств к найму (или к приобретению) такого помещения;
- для совершеннолетнего гражданина, не способного проживать самостоятельно, также наличие лиц, обязующихся обеспечивать помощь и уход за ним.
Если гражданин хочет выписаться из интерната на сопровождаемое проживание.
Что происходит с личным делом при выписке из интерната?
Нормы о выписке адресованы прежде всего к интернатам – чтобы не возникло ситуации, когда гражданин (как недееспособный, так и дееспособный), который не может проживать самостоятельно, оказался выписанным из интерната и остался без помощи. Ведь по законодательству о социальном обслуживании гражданин вправе отказаться от социального обслуживания и прекратить договор о предоставлении социальных услуг – взять свои вещи и уйти из интерната. Недобровольного пребывания в интернате не допускается. Поэтому в случае если человек желает выписаться из интерната следует внимательно отнестись к этому. Интернат должен выяснить, чем вызвано желание выписаться, и помочь гражданину решить возможные конфликтные ситуации в интернате, изменить условия жизни, а также предпринять действия по подбору для него других возможных форм жизнеустройства, помочь подготовиться к другой жизни, помочь в подборе опекуна. К сожалению, на практике такой подход скорее исключение, чем правило.