Слушайте также аудио-подкаст на эту тему!
Особенности правового статуса гражданина,
признанного недееспособным
Институт "недееспособности" существует у нас давно, еще с советских времен. Граждане признаются недееспособными в судебном порядке, поскольку, с точки зрения закона, они "не способны понимать значение своих действий и руководить ими". Как следствие, признается, что такой человек не способен выступать самостоятельной стороной в гражданском обороте, не способен заключать сделки (в том числе, напимер, купить в киоске булочку, доехать на общественном транспорте до колледжа, организовать досуг, без сопровождения выйти из дому); не способен отвечать за свои действия.
В этом случае он не несет ответственности и не имеет прав, они с него снимаются. Ему назначается опекун, который представляет его во всех гражданских правоотношениях (в том числе, заключает за него сделки), защищает его права, отстаивает его интересы перед третьими лицами и перед государством.
Последствия для жизни человека, признанного недееспособным, таковы:
- Гражданин теряет право совершить сделку (по заявлению опекуна она может быть признана ничтожной), любая сделка от его имени совершается опекуном.
- Гражданин теряет право вступать в брак, воспитывать детей, быть усыновителем, избирать и быть избранным, участвовать в деятельности общественных объединений, заниматься определенными видами трудовой деятельности и т.д.
- Возможности реализации прав зависят от опекуна – за исключением вопросов получения медицинской помощи, представление своих интересов в суде по вопросам дееспособности (включая выбор представителя), а также решения вопросов, связанных с поступлением в организацию социального обслуживания, которые гражданин, лишенный дееспособности, вправе решать самостоятельно.
- Защитить свои интересы самостоятельно гражданину крайне сложно: он не может подписать доверенность на представительство своих интересов в суде адвокатом или другим лицом - не опекуном; он может только сообщить об этом устно в предварительном заседании суда. Тем не менее, есть случаи, когда обращаться в суд может и сам недееспособный гражданин, даже без согласия опекуна.
Новации Гражданского кодекса: учет мнения подопечного
Казалось бы, закон ставит человека с таким статусом в полную зависимость от опекуна. Однако с марта 2015 года права и обязанности опекуна в принятии решений "за подопечного" существенно изменились. Отныне опекун, принимая любые решения в отношени подопечного "за подопечного", обязан делать это, учитывая мнение (а в случае распоряжения имуществом - основываясь на мнении) подопечного, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (п. 2 ст. 29; абз. 4 п. 3 ст. 36; п. 4. ст. 37 ГК).
Это означает, что совершая сделки и принимая иные решения даже "в интересах подопечного", опекун обязан предъявить, что:
- было исследовано и установлено мнение подопечного;
- решение опекуна согласуется с мнением подопечного;
- в случае если решение противоречит мнению и желаниям подопечного - привести убедительное обоснование необходимости принятия решения вразрез с мнением подопечного - в соответствии с интересами подопечного.
Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляют (п. 3 ст. 34 ГК) органы опеки и попечительства. В соответствии с содержанием норм об учете мнения подопечного, орган опеки, давая согласие на совершение опекуном сделок от имени своего подопечного или проверяя отчеты опекуна об управлении его имуществом, должен выяснять интересы и предпочтения гражданина, признанного недееспособным или ограниченного в дееспособности, поскольку только на основании сопоставления интересов подопечного и действий опекуна можно оценить соответствие решения опекуна интересам подопечного и сделать тем самым вывод о надлежащем исполнении опекуном своих обязанностей. Это правило полностью применимо и к осуществлению опекунских обязанностей администрацией организации социального обслуживания или медицинской организации, выполняющей для данного гражданина опекунские функции.
Развитие норм ГК об «учете мнения» в профильном законодательстве:
добровольность получения социальных услуг
1 января 2015 года вступил в силу новый Закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (№ 442-ФЗ)
В новом законе впервые установлен добровольный порядок осуществления социального обслуживания и предоставления социальных услуг.
Вопрос о предоставлении социального обслуживания рассматривается уполномоченным органом по личному обращению гражданина или по обращению иных органов, организаций и граждан. Существенно, что на обращение от любого лица должна последовать реакция – проверка информации, предложение помощи в случае явной в ней нуждаемости, оказание помощи с согласия нуждающегося в ней гражданина. Независимо от того, кто именно обратился по поводу социального обслуживания, согласие самого гражданина обязательно. Закон не рассматривает ситуаций «принудительной помощи» в сфере социального обслуживания.
Новации Гражданского кодекса: развитие способности «понимать и руководить»
Новации Гражданского кодекса, вступившие в силу с марта 2015 года, кардинально повысили ответственность опекунов и попечителей. Отныне опекуны и попечители обязаны заботиться о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими (абз. 3 п. 3 ст. 36 ГК). В случае развития такой способности у гражданина, признанного ранее недееспособным, его правовой статус может быть пересмотрен, и при наличии оснований он может быть признан ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства – а это значительно менее ограничительный статус, чем "недееспособность", в этом случае над гражданином устанавливается попечительство, а не опека. Напомним, что до введения в действие новаций ГК на изменение статуса мог рассчитывать человек с психическим расстройством, лишь полностью восстановивший способность понимать значение своих действий или руководить ими – тогда рассматривался вопрос о восстановлении дееспособности.
Понятно, что развитие способности «понимать и руководить» – гораздо более вероятная и часто встречающаяся ситуация, чем полное восстановление такой способности. Естественно, случаи восстановления дееспособности ("возврата из недееспособности") в практике исчислялись единицами; иногда это удавалось сделать лишь после рассмотрения вопроса вЕвропейском суде по правам человека.
Указанная новелла отражает понимание того, что дееспособность человека не является неизменной, она может изменяться и требует периодической оценки. Закон не определяет того, каким образом осуществляется забота о развитии или восстановлении дееспособности подопечного, однако ее целью, исходя из указанного Конвенцией принципа минимального ограничения дееспособности гражданина, должно быть расширение самостоятельности подопечного, то есть отмена ограничения в дееспособности - признание дееспособным либо ограничение в дееспособности как менее ограничительная альтернатива недееспособности.
Представляется, в связи с этим, что рекомендации по восстановлению (приобретению) самостоятельности должны содержаться в индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы, а также в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (ИППСУ). Внесение таких рекомендаций в соответствующие документы, а также соответствующая помощь государства в их реализации - должны быть предметом заботы опекуна, добросовестно выполняющего свои обязанности и функции, независимо от того, является ли опекун физическим лицом либо опекунские функции выполняет организация.
Органы опеки и попечительства, в свою очередь, отныне должны следить (оценивать), осуществляет ли опекун (попечитель) заботу о развитии или восстановлении дееспособности своего подопечного – то есть, в конечном итоге, надлежащим ли образом опекун (попечитель) осуществляет свои полномочия. Представляется, что соответствующие сведения должны сообщаться опекуном в своем ежегодном отчете, для чего, по-видимому, будут внесены соответствующие изменения в форму такого отчета.
Действия, которые необходимо предпринять для оформления недееспособности, описаны в Обращение в суд о признании гражданина недееспособным.