— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Недееспособность

Слушайте также аудио-подкаст на эту тему!

Особенности правового статуса гражданина,

признанного недееспособным

Институт "недееспособности" существует у нас давно, еще с советских времен. Граждане признаются недееспособными в судебном порядке, поскольку, с точки зрения закона, они "не способны понимать значение своих действий и руководить ими". Как следствие, признается, что такой человек не способен выступать самостоятельной стороной в гражданском обороте, не способен заключать сделки (в том числе, напимер, купить в киоске булочку, доехать на общественном транспорте до колледжа, организовать досуг, без сопровождения выйти из дому); не способен отвечать за свои действия.

В этом случае он не несет ответственности и не имеет прав, они с него снимаются. Ему назначается опекун, который представляет его во всех гражданских правоотношениях (в том числе, заключает за него сделки), защищает его права, отстаивает его интересы перед третьими лицами и перед государством.

Последствия для жизни человека, признанного недееспособным, таковы:

  • Гражданин теряет право совершить сделку (по заявлению опекуна она может быть признана ничтожной), любая сделка от его имени совершается опекуном.
  • Защитить свои интересы самостоятельно гражданину крайне сложно: он не может подписать доверенность на представительство своих интересов в суде адвокатом или другим лицом - не опекуном; он может только сообщить об этом устно в предварительном заседании суда. Тем не менее, есть случаи, когда обращаться в суд может и сам недееспособный гражданин, даже без согласия опекуна.

Новации Гражданского кодекса: учет мнения подопечного

Казалось бы, закон ставит человека с таким статусом в полную зависимость от опекуна. Однако с марта 2015 года права и обязанности опекуна в принятии решений "за подопечного" существенно изменились. Отныне опекун, принимая любые решения в отношени подопечного "за подопечного", обязан делать это, учитывая мнение (а в случае распоряжения имуществом  - основываясь на мнении) подопечного, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (п. 2 ст. 29; абз. 4 п. 3 ст. 36; п. 4. ст. 37 ГК).

Это означает, что совершая сделки и принимая иные решения даже "в интересах подопечного", опекун обязан предъявить, что:

- было исследовано и установлено мнение подопечного;

- решение опекуна согласуется с мнением подопечного;

- в случае если решение противоречит мнению и желаниям подопечного - привести убедительное обоснование необходимости принятия решения вразрез с мнением подопечного - в соответствии с интересами подопечного.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляют (п. 3 ст. 34 ГК) органы опеки и попечительства. В соответствии с содержанием норм об учете мнения подопечного, орган опеки, давая согласие на совершение опекуном сделок от имени своего подопечного или проверяя отчеты опекуна об управлении его имуществом,  должен выяснять интересы и предпочтения гражданина, признанного недееспособным или ограниченного в дееспособности, поскольку только на основании сопоставления интересов подопечного и действий опекуна можно оценить соответствие решения опекуна интересам подопечного и сделать тем самым вывод о надлежащем исполнении опекуном своих обязанностей. Это правило полностью применимо и к осуществлению опекунских обязанностей администрацией организации социального обслуживания или медицинской организации, выполняющей для данного гражданина опекунские функции.

Развитие норм ГК об «учете мнения» в профильном законодательстве:
добровольность получения социальных услуг

1 января 2015 года вступил в силу новый Закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (№ 442-ФЗ)

В новом законе впервые установлен добровольный порядок осуществления социального обслуживания и предоставления социальных услуг.

Вопрос о предоставлении социального обслуживания рассматривается уполномоченным органом по личному обращению гражданина или по обращению иных органов, организаций и граждан. Существенно, что на обращение от любого лица должна последовать реакция – проверка информации, предложение помощи в случае явной в ней нуждаемости, оказание помощи с согласия нуждающегося в ней гражданина. Независимо от того, кто именно обратился по поводу социального обслуживания, согласие самого гражданина обязательно. Закон не рассматривает ситуаций «принудительной помощи» в сфере социального обслуживания.

Новации Гражданского кодекса:  развитие способности «понимать и руководить»

Новации Гражданского кодекса, вступившие в силу с марта 2015 года, кардинально повысили ответственность опекунов и попечителей. Отныне опекуны и попечители обязаны заботиться о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими (абз. 3 п. 3 ст. 36 ГК). В случае развития такой способности у гражданина, признанного ранее недееспособным, его правовой статус может быть пересмотрен, и при наличии оснований он может быть признан ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства – а это значительно менее ограничительный статус, чем "недееспособность", в этом случае над гражданином устанавливается попечительство, а не опека. Напомним, что до введения в действие новаций ГК на изменение статуса мог рассчитывать человек с психическим расстройством, лишь полностью восстановивший способность понимать значение своих действий или руководить ими – тогда рассматривался вопрос о восстановлении дееспособности.

Понятно, что развитие способности «понимать и руководить» – гораздо более вероятная и часто встречающаяся ситуация, чем полное восстановление такой способности. Естественно, случаи восстановления дееспособности ("возврата из недееспособности") в практике исчислялись единицами; иногда это удавалось сделать лишь после рассмотрения вопроса вЕвропейском суде по правам человека.

Указанная новелла отражает понимание того, что дееспособность человека не является неизменной, она может изменяться и требует периодической оценки. Закон не определяет того, каким образом осуществляется забота о развитии или восстановлении дееспособности подопечного, однако ее целью, исходя из указанного Конвенцией принципа минимального ограничения дееспособности гражданина, должно быть расширение самостоятельности подопечного, то есть отмена ограничения в дееспособности - признание дееспособным либо ограничение в дееспособности как менее ограничительная альтернатива недееспособности.

Представляется, в связи с этим, что рекомендации по восстановлению (приобретению) самостоятельности должны содержаться в индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы, а также в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (ИППСУ). Внесение таких рекомендаций в соответствующие документы, а также соответствующая помощь государства в их реализации - должны быть предметом заботы опекуна, добросовестно выполняющего свои обязанности и функции, независимо от того, является ли опекун физическим лицом либо опекунские функции выполняет организация.

Органы опеки и попечительства, в свою очередь, отныне должны следить (оценивать), осуществляет ли опекун (попечитель) заботу о развитии или восстановлении дееспособности своего подопечного – то есть, в конечном итоге, надлежащим ли образом опекун (попечитель) осуществляет свои полномочия. Представляется, что соответствующие сведения должны сообщаться опекуном в своем ежегодном отчете, для чего, по-видимому, будут внесены соответствующие изменения в форму такого отчета.

Действия, которые необходимо  предпринять для оформления недееспособности, описаны в  Обращение в суд о признании гражданина недееспособным.

 

Назад

Участие в общественной деятельности и недееспособность

 

Нормы права, ограничивающие участие в общественной деятельности граждан, признанных недееспособными

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ
от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ

Статья 23. Членство в политической партии

2. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ

Статья 7. Член Общественной палаты

2. Членами Общественной палаты не могут быть:

2) лица, признанные недееспособными на основании решения суда;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ
от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ

Статья 5. Организатор публичного мероприятия

2. Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И О СОДЕЙСТВИИ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ

Статья 12. Члены общественных наблюдательных комиссий

2. Членом общественной наблюдательной комиссии не может быть лицо, имеющее судимость либо признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ

Гражданский кодекс РФ - новации по опеке и попечительству

Заявление о признании гражданина недееспособным

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 N 223-ФЗ

ФЗ об основах охраны здоровья

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Верховный суд РФ о заключении трудового договора с недееспособным

Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.94 N 51-ФЗ

ФЗ о психиатрической помощи (ред. от 04.08.2023г.)

Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

Решение ЕСПЧ по делу Штукатурова

Конвенция ООН о правах инвалидов