Действия представителя Службы (ПС) по защите прав пациентов и проживающих
Практическая модель Службы очень молода. И действовать приходится хотя и в строгом соответствии с законом, но – в обстановке стационарных организаций, где законы по отношению к живущим там людям тотально нарушаются со стороны тех, кто обязан права этих людей защищать. И тем самым – законы здесь не работают. Поэтому действия ПС, о которых пойдет речь, лежат не чисто в правовой сфере, а в большей степени связаны с процедурами, которые приводят к восстановлению законности.
Эти процедуры связаны с конкретными прецедентами и зависят от их особенностей. Поэтому в данном разделе описаны способы восстановления прав, которые были использованы в конкретных ситуациях и привели к успеху. Вновь приступающий к работе представитель будущей Службы, познакомившись с историями успеха, сможет модифицировать эти способы и действовать применительно к конкретной ситуации.
Практика показывает, что деятельность ПС по оказанию помощи обратившемуся на личном приеме проживающему в ПНИ естественно складывается из следующих шагов:
- разъяснение возможностей (полномочий) Службы по оказанию гражданину помощи в решении его проблем;
- разъяснение гражданину его права на защиту сведений о его частной жизни, об обеспечении со стороны Представителя конфиденциальности беседы;
- выявление проблемы гражданина (в т.ч., обращался ли он ранее с этой проблемой, к кому, каков результат обращения);
- разъяснение гражданину его прав по имеющимся у него вопросам, а также обязанностей ПНИ (в т.ч. и как опекуна недееспособного);
- разъяснение возможных дальнейших действий по разрешению проблемы;
- разъяснение права на письменные обращения к уполномоченным должностным лицам и органам, установленного Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ;
- предложение провести предварительные переговоры по существующей проблеме между Представителем и юристом ПНИ в целях возможного разрешения проблемы без письменного обращения;
- при наличии просьбы гражданина – подготовка письменного обращения от его имени, подача (направление) этого обращения и контроль за сроками его рассмотрения;
- ознакомление с поступившим ответом, анализ соответствия ответа требованиям 59-ФЗ;
- разъяснение гражданину полученного ответа;
- в случае ненадлежащего ответа – разъяснение гражданину права на обжалование ответа;
- обжалование при наличии просьбы об этом гражданина;
- в случае, если предоставленная гражданином информация однозначно свидетельствует об отсутствии фактов нарушения его прав – изменение представления гражданина о проблемной ситуации путем предоставления соответствующих разъяснений, и в случае, если гражданин все же настаивает на направлении обращения – его подготовка и направление.