Если потенциальный попечитель или иной близкий особому взрослому человек решает вопрос об инициировании судебного процесса по ограничению дееспособности вследствие психического расстройства, то для этого, помимо оценки психического состояния гражданина и влияния психического расстройства на его способность понимать значение своих действий и руководить ими, необходимо оценить следующие факторы.
1. Особенности взаимоотношений потенциальных попечителя и подопечного. Готовность подопечного принимать помощь попечителя
Попечитель гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, – это, прежде всего, его помощник, а не контролер. Контрольные функции предусматриваются как процессуальные инструменты защиты подопечного (признание недействительной сделки, ограничение самостоятельности в распоряжении доходами), применяемые в целях обеспечения основных жизненных потребностей подопечного, и не произвольно, например, только по причине того, что действия и мотивы подопечного не нравятся попечителю. При применении этих инструментов ограниченный в дееспособности гражданин имеет возможность отстаивать свою волю: представлять доказательства в суде: согласно части 3 статьи 37 ГПК РФ ограниченный в дееспособности гражданин должен быть привлечен судом к участию в деле о защите его прав, свобод и законных интересов.. Надо отметить, что статья 37 ГПК РФ не позволяет сделать вывод о том, что ограниченный в дееспособности гражданин обладает неограниченной гражданско-процессуальной дееспособностью, в том числе правом самостоятельно подавать заявление в суд или обжаловать судебные решения. Надеемся, что судебная практика или законодатель обеспечит такое право ограниченного в дееспособности гражданина, предусмотрев обязательное привлечение к участию в деле его попечителя. Соответствующие положения содержатся в законопроекте № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан» (принят Государственной Думой ФС РФ в первом чтении).
Для применения института ограничения дееспособности вследствие психического расстройства гражданин должен иметь способность понимать сущность и значение действий после их разъяснения другим лицом, в том числе со значительным упрощением подаваемой информации. От попечителя требуется умение разъяснять, а также проверять понимание подопечным сущности и значения действий и при этом не диктовать свою волю, не навязывать свое мнение относительно интересов подопечного. Попечитель отказывает в даче согласия на совершение сделки, если он убедился, что подопечный не понимает значение своих действий или действует под влиянием внушения или импульсивно.
Для применения института ограничения дееспособности вследствие психического расстройства определяющее значение имеет способность гражданина принимать помощь, в том числе в виде отказа попечителя согласовать сделку или в виде ограничения свободы распоряжения своими доходами. Это предполагает наличие у него достаточной критики своего состояния. Часть граждан, которым могут подойти меры защиты, предусмотренные институтом ограниченной дееспособности, принимает помощь, понимая причины применения к ним мер защиты; другая часть, помимо этого, должна целенаправленно обучаться навыкам принятия помощи от других лиц. Невозможность достижения согласия между подопечным и попечителем – не только признак конфликта между ними, но и признак несоответствия механизмов защиты, предусмотренных институтом ограничения дееспособности и применяемых для гражданина, в силу отсутствия у него способности принимать помощь.
2. Оценка социального функционирования подопечного, необходимой ему помощи и имущественных рисков
Для принятия решения о выборе меры защиты особого взрослого необходимо оценить:
- социальное функционирование гражданина – самостоятельное удовлетворение им своих основных жизненных потребностей, выполнение обязательств перед государством и другими субъектами, защита своих прав и законных интересов);
- помощь, которая необходима и достаточна гражданину для того, чтобы он понимал значение своих действий и мог руководить ими без рисков для своих прав и законных интересов, своего имущества (оценка нуждаемости в помощи в собирании, обработке информации, в принятии решения, в его исполнении, в том числе в воздержании от действий);
- потенциальные риски потери имущества, ущемления прав гражданина (имущество, которое находится в распоряжении гражданина, права пользования жилыми помещениями и т.д.).
Также необходимо узнать мнение гражданина по вопросу ограничения его дееспособности.
Оценка социального функционирования и оценка необходимой помощи имеют определяющее значение для решения вопроса о выборе способа защиты гражданина: ограничение дееспособности, недееспособность или отсутствие нуждаемости в защите в рамках этих правовых институтов. Они не могут основываться исключительно на медицинских данных (полученных, к примеру, в ходе однородной судебно-психиатрической экспертизы – СПЭ). Полноту и достаточность сведений для осуществления оценки обеспечивает сбор данных о повседневном функционировании гражданина, получаемых от самого гражданина, близких ему людей, обслуживающего его персонала, его работодателя, а также получаемых в ходе обследования психологических особенностей гражданина, в том числе в ходе моделирования ситуаций, связанных с рисками для прав и законных интересов гражданина, его безопасности, с рисками потери имущества, приобретения невыгодных обязательств. Здесь очень важны результаты независимого обследования психолога.
Оценка помощи, которая необходима и достаточна гражданину для того, чтобы он понимал значение своих действий и мог руководить ими без рисков для своих прав и законных интересов, своего имущества, должна осуществляться исходя из механизмов помощи и защиты, предусмотренных институтом ограничения дееспособности вследствие психического расстройства. Также помощь в осуществлении соответствующих оценок может оказать форма «Оценка способности к повседневному функционированию», разработанная Д.Г. Бартеневым[1]. Оценка должна осуществляться в письменном виде. Целесообразно, чтобы оценку проводили специалисты, в том числе и органа опеки и попечительства. Но если не удалось найти специалистов, то заинтересованные граждане могут самостоятельно описать то, что возможно. Соответствующие материалы имеют значение для дальнейшего судебного дела об ограничении дееспособности гражданина вследствие психического расстройства.
[1] Д. Г. Бартенев (Санкт-Петербург) «Помощь в реализации дееспособности людей с ментальной инвалидностью в свете новой редакции Гражданского кодекса РФ»//Независимый психиатрический журнал, том IV, 2014.