По материалу портала Милосердие.ру
Для того, чтобы определить, в чем конкретно нуждается человек, из социальных служб к нему домой придет комиссия.
Сейчас для того, чтобы прикрепить к человеку соцработника, тоже приходит комиссия и составляет акт обследования социально-бытовых условий, так что для самого пользователя в ситуации почти ничего не меняется. Однако теперь специалисты смотрят не только на быт человека, а на его возможности и затруднения в самостоятельной жизни.
Параллельно, поскольку сотрудники, проводящие оценку потребностей (так называемую «типизацию») в новой системе являются сотрудниками социальных служб, при оформлении нового участника они запросят в базах данных все льготы, которые ему положены по закону от социальной системы. Бывают региональные льготы, о которых потенциальные получатели услуг не знают.
В большинстве случаев комиссия – это два человека. Войти в систему СДУ, минуя их приход, нельзя (то есть, вариант: «Давайте мой сын подробно расскажет вам все по телефону», – невозможен). Члены комиссии пообщаются с самим потенциально нуждающимся, с его родственниками, если они решат присутствовать при разговоре (можно), а также осмотрят жильё.
Цель комиссии – понять, какие трудности есть у человека в процессе жизни дома, и как именно ему можно помочь. Кроме того, нужно понять, в каких условиях будет работать помощник по уходу.
По итогам типизации (беседы) получится список услуг, в которых человек нуждается. (Например, «помощь при приеме пищи – 3 раза в день, помощь при купании – раз в неделю, гулять 2 раза в неделю и пр.»).
Услуги, которые предоставлялись ранее – уборка, доставка, вынос мусора и пр. – продолжают предоставляться на тех же условиях (бесплатно/за частичную плату/за полную плату) . Бесплатны только новые услуги по уходу. Их суммарный объем измеряется в часах.
Что будет дальше:
- Если «типизаторы» обнаружат, что жизни подопечного угрожает непосредственная опасность (например, его регулярно избивают соседи), они могут обратиться в полицию, но, естественно, только с согласия самого человека.
- Если оказывать услуги человеку почти невозможно (одинокая пожилая женщина живет одна в заброшенной деревне, куда помощник не доедет зимой, в разваливающемся доме, и нуждается в постоянном уходе), человеку предложат написать заявление на переезд в интернат, опять же, с его согласия. Либо, при категорическом несогласии на переезд, будут пытаться организовать помощь на месте, поскольку право выбора человека, в том числе, где жить и как и где получать помощь – как раз ключевое в системе.
- Если жилище подопечного нуждается в некотором дооснащении, может быть поставлен вопрос о том, что в квартире нужно убрать порожки, заменить проводку или найти благотворителя, который купит холодильник или плиту. Средства на переоборудование в каждом конкретном случае будут искать в индивидуальном порядке, в том числе обращаться к благотворительным фондам.
О чем еще надо сообщить специалистам:
- Если за человеком уже кто-то ухаживает, то есть, потребность, например, в кормлении, «закрыта», сказать о ней все равно нужно, чтобы человека правильно типизировали (от этого зависит объем помощи, на который он сможет претендовать).
- Если за будущим участником программы ухаживают родственники, которые работают по сменному графику (например, 2/2), нужно об этом сказать, чтобы можно было оптимально разделить время с помощником по уходу. (Например, в дни, когда родственники дома, помощник не приходит или приходит на меньшее время, в дни, когда их нет, – на большее.) График прихода помощника может не совпасть с тем, что вы хотите, идеально, но он учтет ваши пожелания.
О чем нужно заранее договориться с помощником по уходу:
- О графике его приходов и о корректировках этого графика по обстоятельствам (приехали родственники и пр.).
- О том, как и с кем из родственников и с самим человеком, нуждающимся уходе, помощник по уходу поддерживает связь (телефон, смс, другие формы связи с помощью интернета).