Семья имеет право обратиться за социальными услугами, если в ней есть ребенок, который:
– не овладевает навыками самообслуживания, коммуникации, поведения в общественных местах;
– нуждается в постоянном постороннем уходе и присмотре,
– проходит длительное лечение;
если в связи с этим:
– ребенок не устроен в детский сад или школу,
– мама не может устроиться на работу или ей предалагают уволиться, т.к. она не может работать в том режиме, который необходим работодателю,
– имеются другие сложности в жизни семьи.
Что можно получить фактически:
- помощь в устройстве ребенка в детский сад или школу, помощь в поиске работы маме или папе (это входит в социальное сопровождение);
- кратковременный присмотр и уход за ребенком на дому или в организации социального обслуживания в полустационарных условиях (объем услуги, ее периодичность зависит от стандартов социальных услуг, принятых в регионе);
- консультации по вопросам ухода и развития ребенка или содействие в их получении, включая правовую помощь;
- помощь в социальной реабилитации ребенка и другие услуги в зависимости от жизненной ситуации и проблем ребенка;
- другие виды помощи.
Специалисты выделяют особо тревожные ситуации, когда предлагаемые виды помощи семье не соответствуют интересам семьи и нарушают права ребенка:
– при рождении ребенка с нарушениями врачи в роддоме могут предложить отказаться от ребенка. В этом случае ребенка отправят в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– к моменту поступления в школу, в случае, если школу в доступной близости к месту жительства семьи подобрать трудно, уполномоченные органы могут предложить семье поместить ребенка в интернат.
Отсутствие у семьи информации о жизни с ребенком с нарушениями развития, отсутствие инфраструктуры, образовательной или реабилитационной, по месту жительства семьи приводит к таким предложениям: отдать ребенка в специализированное учреждение (мотивировка: в нем, якобы, будет о ребенке заботиться государство).
Помимо того, что разлукой с семьей перечеркивается будущее ребенка, подобные предложения нарушают его базовые права, предусмотренные законодательством РФ.
Поэтому, если такие предложения со стороны сотрудников медицинских организаций, специалистов органов социальной защиты населения или других органов и организаций поступают, необходимо помнить, что государство законодательно закрепило, что оно помогает родителям в исполнении ими своих родительствих обязанностей (статья 65 Семейного кодекса РФ): "...4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании."
При осуществлении помощи государство обязано соблюдать все права ребенка, которые оно закрепило законодательно. Но помещение ребенка в интернат при живых родителях, не лишенных родительских прав и не дающих к этому повода, не является мерой помощи, позволяющей соблюдать базовые права ребенка. Помещение ребенка в интернат является первым шагом к разрушению связей ребенка с семьей. Оно допустимо на ограниченный период времени, когда семья по объективным причинам не может осуществлять родительские обязанности. В иных ситуациях семье должна быть оказана помощь в нормализации ее жизни с ребенком: помочь устроить ребенка в детский сад или в другую организацию, где будет обеспечиваться дневной уход и присмотр за ребенком, он будет обучаться, что даст возможность родителям, как и родителям других детей, осуществлять трудовую деятельность; обеспечивать периодический кратковременный присмотр и уход за ребенком для того, чтобы члены семьи могли решить насущные вопросы и проблемы (например, посетить врача, пройти стационарное лечение, съездить с другим ребенком в санаторий), содействовать в получении реабилитационных и других услуг.