Могут возникнуть ситуации, когда по мнению педагогов (учителей школы или иных специалистов), ребенку целесообразно обучаться по другой образовательной программе или должны быть созданы иные специальные условия обучения, что может повлечь и переход в другой класс или школу. Изменение программы обучения при этом возможно как в сторону усложнения ее содержания, так и в сторону упрощения, изменения приоритетных целей и задач образования.
Если изменение условий обучения рекомендовано школой, то в этом случае необходимо просить у школы направление на ПМПК и психолого-педагогическую характеристику ребенка, в которой должно найти отражение мнение школы о том, по какой программе и в каких условиях целесообразно дальше обучаться ребенку. Если из характеристики не следуют те рекомендации, которые были устно даны родителям, если описание возможностей и потребностей ребенка, возникающих проблем по мнению родителей не соответствует действительности, то вполне возможно, что школа просто не хочет далее обучать "неудобного" ученика... Такой же вывод можно сделать, если школа не направляет на ПМПК, но требует забрать ребенка из школы: школа просто не хочет обучать "неудобного" ученика. Если родители согласны с направлением на ПМПК, то следует записаться на ПМПК и получить ее заключение для перехода на другую образовательную программу или изменения иных специальных условий обучения.
Если изменение образовательной программы рекомендовано иными специалистами, то, в случае согласия родителей с такими рекомендациями, следует записаться на ПМПК и получить ее заключение для перехода на другую образовательную программу или изменения иных специальных условий обучения. Однако в таком случае имеет значение мнение школы, поскольку на ПМПК необходимо будет представить характеристику обучающегося из школы. Поэтому целесообразно получить ее до записи на ПМПК. И если окажется, что школа не поддерживает рекомендации иных специалистов, то, возможно, надо будет более тщательно подготовиться к прохождению ПМПК (представить заключения других специалистов в поддержку перехода на другую программу обучения или специальные условия обучения). Даже если школа не поддерживает инициативу родителей, они имеют право пройти ПМПК по собственному желанию.
Если родители считают, что ребенок должен обучаться в другом классе, школе, по другой образовательной программе (более простой или более сложной), с созданием иных специальных условий, – то прежде всего необходимо заручиться поддержкой школы (получить направление на ПМПК и характеристику на ребенка, из которой вытекает целесообразность перехода на другую образовательную программу, создание иных специальных условий обучения). Если родители не найдут у школы такой поддержки, то необходимы соответствующие рекомендации иных специалистов. Далее следует действовать так же, как в предыдущих случаях. Без поддержки специалистов может быть крайне сложно обосновать перед ПМПК необходимость перемен в обучении ребенка.
После получения заключения ПМПК, из которого следует, что ребенок должен быть переведен на обучение по другой образовательной программе или должны быть созданы иные специальные условия, необходимо определиться, могут ли быть произведены соответствующие изменения в том же классе и в той же школе, в которых уже обучается ребенок. Важно помнить, что заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей, рекомендованных в заключении ПМПК (п. 23 Положения о ПМПК). Родители подают в школу заявление с просьбой осуществить изменения в обучении ребенка в соответствии с заключением ПМПК.
Законодательство гарантирует создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ. Однако такие гарантии не означают, что условия будут создаваться в той школе, где их ранее не создавали, их трудно создать или нерационально. Т.е. вполне возможно, что администрация школы ответит родителям, что целесообразнее перейти в другой класс или в другую школу, где условия, соответствующие заключению ПМПК, уже созданы или могут быть созданы.
Родителям целесообразно оценить предложения школы о переходе в другой класс или школу. В основном такой переход более рационален, чем длительная борьба за создание специальных условий в том классе или в той школе, где ребенок уже обучается. Однако не во всех ситуациях такой переход будет соответствовать интересам ребенка. В трудных ситуациях необходимо обращаться в орган образования за содействием в создании специальных условий в соответствии с заключением ПМПК. Выбор класса, школы и поступление в них осуществляется так же, как их выбор и поступление при первичном поступлении в школу.