В соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в РФ" профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональное обучение граждан с различными интеллектуальными нарушениями, с нарушениями аутистического спектра и других нарушений, при которых как обучение, так и дальнейшая трудовая деятельность возможна при каком-то сопровождении, контроле, в нашей стране пока не отвечает запросам общества. Специализированных центров профессионального обучения крайне мало. Обучение таких людей требует дополнительного финансирования, привлечения специалистов. И самое главное - возможности обеспечения дальнейшей деятельности выпускников. Действующие специализированные центры профессионального обучения имеют огромный опыт.
Необходимо обратить внимание и на роль индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) при организации профессионального обучения. В г. Москве Главным бюро были составлены рекомендации по заполнению разделов ИПР о профессиональном обучении.
Как добиться необходимых записей в ИПР:
на этапе подготовки к медико-социальной экспертизе;
на этапеподачи в нее документов;
если содержание ИПР не соответствует потребностям лица с инвалидностью.