Ребенок с особенностями развития может получать школьное образование:
- в классе обычной школы вместе с детьми без ОВЗ
- в отдельном классе обычной школы для обучающихся с ОВЗ
- в отдельных школах (для глухих детей, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
- в центрах психолого-педагогической, медико-социальной помощи, различных детских, в том числе реабилитационных, центрах.
Программы школьного образования могут реализовываться и в лекотеках, и в центрах психолого-педагогической, медико-социальной помощи, различных детских, в том числе реабилитационных, центрах, в стационарных организациях социального обслуживания. Важно разграничивать общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования – и программы дополнительного образования.
Общеобразовательные программы должны отвечать федеральным стандартам общего образования, что обеспечивает определенные требования к содержанию образования, условиям его предоставления, включая коррекционные занятия, требования к результатам обучения по ним. Требования же и результат обучения по дополнительным образовательным программам зависят от содержания конкретной программы, задействованных педагогов и специалистов, других ресурсов, выбор которых полностью зависит от усмотрения организации, ее реализующей. Деятельность по реализации образовательных программ возможна при наличии лицензии на реализацию общеобразовательной программы или программы дополнительного образования определенной направленности.
Разница существенна: общеобразовательная программа – обязанность государства. Общеобразовательная программа не может быть заменена на дополнительную, поскольку общее образование обязательно. Таким образом, предложение, к примеру, заниматься реабилитацией в центре психолого-медико-социального сопровождения по дополнительной образовательной программе – не является исполнением обязанности по обеспечению доступа ребенка к общему образованию (к обучению по общеобразовательной программе общего образования – начального, основного и среднего).
При этом важно знать: обучение в стационарной организации социального обслуживания населения (доме-интернате) возможно только с согласия родителей. При этом важно знать про норму части 3 статьи 63 Федерального закона "Об образовании в РФ", согласно которой получение общего образования лицами, находящимися в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, в приоритетном порядке осуществляется в образовательных организациях. Заметим, что организация социального обслуживания не является образовательной организацией, даже если имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности. По закону она называется организацией, осуществляющей обучение.
Выбор родителями конкретной дошкольной или школьной образовательной организации, группы, класса обусловлен соответствием условий обучения в организации, включая реализуемую в ней образовательную программу, рекомендациям ПМПК и интересам ребенка и семьи.
Если мы желаем, чтобы ребенок обучался в отдельной (специализированной) школе, например, для детей с задержкой психического развития, или в отдельном (специализированном) классе обычной школы, то ребенок может быть в них принят только на основании соответствующего заключения ПМПК.
Необходимо помнить о праве родителей на выбор образовательной организации (для детей с ОВЗ – в пределах рекомендаций ПМПК). Органы образования и службы, комплектующие образовательные организации, должны оказывать содействие родителям в выборе школы.