Обучение по программам начального общего образования в образовательной организации начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (часть первая статьи 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Дети с особенностями развития могут достигать уровня развития, достаточного для получения школьного образования, позже своих сверстников или в силу проведения лечения в дошкольном периоде нуждаться в дополнительной подготовке к школе. В ряде таких ситуаций можно и целесообразно продлить период дошкольного образования.
Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Срок получения начального общего образования (начальная школа) составляет четыре года, а для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). Срок получения основного общего образования (средняя школа) составляет пять лет, а для лиц с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год (федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования).Срок получения среднего общего образования (старшая школа) составляет два года, а для лиц с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год (федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования).
К образовательным отношениям применяется федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Так, например, федеральным государственным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ предусмотрены дифференцированные сроки освоения адаптированных образовательных программ даже в рамках группы детей со сходными нарушениями развития: для глухих детей возможно освоение таких программ и в обычные сроки (4 года), и в пролонгированные (5 или 6 лет).
Сроки освоения адаптированных образовательных программ начального образования для детей с различными нарушениями и особенностями развития устанавливаются в Приложениях к Приказу Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»:
- для глухих детей
- для слабослышащих и позднооглохших детей
- для слепых детей
- для слабовидящих детей
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- для детей с тяжелыми нарушениями речи
- для детей с задержкой психического развития
- для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Особенности сроков освоения адаптированных образовательных программ основного и среднего общего образования (обучение в средней и старшей школе) установлены только для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): такой срок составляет 9-13 лет. В отношении других групп детей с ОВЗ следует руководствоваться общими нормами федеральных стандартов, согласно которым сроки освоения могут быть увеличены.