— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Сопровождаемое проживание

Одним из способов организации жизни  особого человека является сопровождаемое проживание

Сопровождаемое проживание делится на учебное и постоянное.

28 апреля 2023 года был опубликован Федеральный закон от 28.04.2023 N 137-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 3 которого внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вводящие и законодательно закрепляющие понятия «сопровождаемое проживание», «сопровождаемая трудовая деятельность» и «социальная занятость инвалидов». Эти положения выделили из законопроекта «О системе комплексной реабилитации» и приняли отдельно.

В результате этого в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» появилась новая статья 9.1. «Сопровождаемое проживание инвалидов».

Под сопровождаемым проживанием инвалидов законодатель понимает комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, не способных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению).

В сопровождаемое проживание включены (перечень не закрытый, допускаются другие составные части):

1) социальные услуги и социальное сопровождение инвалидов в соответствии с законодательством о социальном обслуживании;

2) услуги по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе формирование навыков самообслуживания и иных бытовых навыков;

3) услуги ассистента (помощника), оказывающего персональную помощь инвалидам в передвижении, получении информации, ориентации и коммуникации, в том числе при получении образования, осуществлении трудовой деятельности и получении социальных услуг;

4) создание специальных условий для получения инвалидами образования в соответствии с законодательством об образовании.

10 октября 2023 года вступили в силу Критерии, применяемые для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию (Приказ Минтруда России от 28.07.2023 № 606н).

Постановлением Правительства РФ от 03.07.2024 N 910 утверждены Правила организации сопровождаемого проживания инвалидов. Документ вступил в силу 14.07.2024.

Принятые нормы – о сопровождаемом проживании инвалидов, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости инвалидов – вступили в силу 1 сентября 2023 года. Регионы должны принять ряд региональных нормативных правовых актов для обеспечения сопровождаемого проживания, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости на своих территориях.

Если житель  организации стационарного социального обслуживания  выбывает из нее на сопровождаемое проживание, то организация должна передать ему  ряд документов, медицинских и личных.

Пока в некоторых случаях организация, которая предоставляет услуги по сопровождаемому проживанию, не является стационарной организацией социального обслуживания, в которой гражданин проживает (часть квартиры или дома, в которых он проживает, оформлены на него: наем, пользование, собственность) и на которую в соответствии с законом можно возложить исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Если опекун не назначен, то появляется риск того, что органы опеки и попечительства инициируют устройство гражданина в интернат. Организаторам сопровождаемого проживания приходится выпутываться, например их сотрудники становятся опекунами или попечителями.

Если недееспособный гражданин, проживающий дома, лишается опекуна. 

Инициированный РБОО «Центром лечебной педагогики» законопроект «О распределенной опеке» предусматривает инструменты влияния на будущее особого человека: возможность самого гражданина и его родителей влиять на выбор опекуна или попечителя (подавать в орган опеки и попечительства заявления о том, кого лучше назначить опекуном или попечителем или кого не назначать), подавать в органы опеки и попечительства заявления о предпочтениях особого человека (где жить, чем заниматься, как общаться и т.д.), которые должны стать обязательными для учета и органом опеки и попечительства, и опекуном при принятии решений об организации жизни недееспособного гражданина.

Назад

Оформление в СП недееспособного гражданина, лишившегося опекуна

Подробное изложение можно прочитать по ссылке.

Если у недееспособного гражданина нет опекуна, то орган опеки и попечительства обязан рассмотреть вопрос о дальнейшем устройстве подопечного. В привычных схемах размещения недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан пока не предусмотрены организации сопровождаемого проживания (СП); обычно в такой ситуации  происходит либо назначение опекуна, либо устройство в интернат.

Как помогающие люди могут помочь гражданину устроиться в СП.

Помогающие люди должны найти поставщика услуг СП, помочь гражданину обратиться в уполномоченный орган за признанием его нуждающимся в СП, помочь гражданину подать в орган опеки и попечительства заявление об организации СП (если по своему состоянию он может подать заявление) или подать заявление от своего имени о желании гражданина проживать в СП, и на период рассмотрения заявления о признании нуждающимся в СП обеспечить заботу о гражданине (например, силами отдельных граждан).

Более сильной представляется позиция, когда:

  • недееспособный гражданин сам заявляет о желании продолжать сопровождаемое проживание (учитывается в соответствии с п. 3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ);
  • подано и рассматривается уполномоченным органом заявление о признании гражданина нуждающимся в СП, на период рассмотрения заявления обеспечен уход за гражданином;
  • есть заявление поставщика услуг СП с гарантией предоставления услуг и позицией об осуществлении опеки;
  • гражданин проходил или проходит учебное СП, имеется характеристика гражданина от поставщика услуг, где проходило учебное СП, с отражением его отношения к проживанию в условиях СП;
  • есть нотариально заверенное заявление от родителей подопечного или прежнего опекуна о предпочтениях подопечного (учитывается в соответствии с п. 3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ).

По результатам орган опеки и попечительства должен издать акт:

  • либо о временном возложении обязанностей опекуна на себя и об обеспечении содержания подопечного, ухода за ним и получения им лечения поставщиком услуг СП по договору. Орган опеки и попечительства как распорядитель доходами подопечного должен определить, что он оплачивает услуги СП, как финансирует содержание подопечного и взаимодействует с поставщиком услуг СП по вопросам получения подопечным медицинской помощи;
  • либо об устройстве подопечного в интернат.

Если, несмотря на принятые меры, орган опеки и попечительства обратился в уполномоченный орган для устройства подопечного в интернат, следует иметь в виду следующее.

С 1 сентября 2024 года для устройства в стационарную организацию требуются рекомендации межведомственной комиссии.

Основными задачами межведомственной комиссии являются:

• выяснить, насколько гражданин понимает, проинформирован, что значит устройство в стационарную организацию, действительно ли желает быть устроенным в стационарную организацию, желает ли получать социальные услуги или помощь и уход в другой форме – на дому, есть ли лица, обязующиеся обеспечивать ему помощь (пункты 17, 19, 21 Примерного порядка создания и деятельности межведомственной комиссии, утвержден Приказом Минтруда России от 23 апреля 2024 года №231.

Согласно п. 19 Примерного порядка при рассмотрении межведомственной комиссией заявления о приеме в стационарную организацию социального обслуживания устанавливается мнение гражданина, его родителей или иных законных представителей, или иных лиц, обязующихся обеспечивать помощь гражданину.

Тем самым крайне важным является предоставление в комиссию тех же документов, что рекомендуется предоставлять в орган опеки и попечительства. При этом в заявлении самого гражданина целесообразно указать, что он просит участия в заседании межведомственной комиссии поставщика услуг СП и(или) иного помогающего лица (его участие возможно согласно п. 15 Примерного порядка)

Межведомственная комиссия формирует рекомендации о приеме в интернат или об отказе в приеме в интернат, которые учитываются при принятии решения органом исполнительной власти или организацией, уполномоченной признавать граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Уполномоченный орган может принять решение при наличии соответствующего акта органа опеки и попечительства.

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

Федеральный закон от 28.04.2023 N 137-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты

ФЗ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (от 29.10.2024)

Приказ Минтруда РФ от 28.07.2023 N 606Н Об утверждении критериев, применяемых для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 № 202н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к СО"

Правила организации сопровождаемого проживания инвалидов

Примерный порядок создания и деятельности комиссий по приему в стационарную организацию СО для лиц, страдающих психическими расстройствами, временном выбытии, переводе и выписке из нее (Приказ Минтруда России от 23.04.2024 № 231н)

Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.94 N 51-ФЗ