— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Сопровождаемое проживание

Одним из способов организации жизни  особого человека является сопровождаемое проживание

Сопровождаемое проживание делится на учебное и постоянное.

28 апреля 2023 года был опубликован Федеральный закон от 28.04.2023 N 137-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 3 которого внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вводящие и законодательно закрепляющие понятия «сопровождаемое проживание», «сопровождаемая трудовая деятельность» и «социальная занятость инвалидов». Эти положения выделили из законопроекта «О системе комплексной реабилитации» и приняли отдельно.

В результате этого в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» появилась новая статья 9.1. «Сопровождаемое проживание инвалидов».

Под сопровождаемым проживанием инвалидов законодатель понимает комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, не способных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению).

В сопровождаемое проживание включены (перечень не закрытый, допускаются другие составные части):

1) социальные услуги и социальное сопровождение инвалидов в соответствии с законодательством о социальном обслуживании;

2) услуги по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе формирование навыков самообслуживания и иных бытовых навыков;

3) услуги ассистента (помощника), оказывающего персональную помощь инвалидам в передвижении, получении информации, ориентации и коммуникации, в том числе при получении образования, осуществлении трудовой деятельности и получении социальных услуг;

4) создание специальных условий для получения инвалидами образования в соответствии с законодательством об образовании.

10 октября 2023 года вступили в силу Критерии, применяемые для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию (Приказ Минтруда России от 28.07.2023 № 606н).

Постановлением Правительства РФ от 03.07.2024 N 910 утверждены Правила организации сопровождаемого проживания инвалидов. Документ вступил в силу 14.07.2024.

Принятые нормы – о сопровождаемом проживании инвалидов, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости инвалидов – вступили в силу 1 сентября 2023 года. Регионы должны принять ряд региональных нормативных правовых актов для обеспечения сопровождаемого проживания, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости на своих территориях.

Если житель  организации стационарного социального обслуживания  выбывает из нее на сопровождаемое проживание, то организация должна передать ему  ряд документов, медицинских и личных.

Пока в некоторых случаях организация, которая предоставляет услуги по сопровождаемому проживанию, не является стационарной организацией социального обслуживания, в которой гражданин проживает (часть квартиры или дома, в которых он проживает, оформлены на него: наем, пользование, собственность) и на которую в соответствии с законом можно возложить исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Если опекун не назначен, то появляется риск того, что органы опеки и попечительства инициируют устройство гражданина в интернат. Организаторам сопровождаемого проживания приходится выпутываться, например их сотрудники становятся опекунами или попечителями.

Если недееспособный гражданин, проживающий дома, лишается опекуна. 

Инициированный РБОО «Центром лечебной педагогики» законопроект «О распределенной опеке» предусматривает инструменты влияния на будущее особого человека: возможность самого гражданина и его родителей влиять на выбор опекуна или попечителя (подавать в орган опеки и попечительства заявления о том, кого лучше назначить опекуном или попечителем или кого не назначать), подавать в органы опеки и попечительства заявления о предпочтениях особого человека (где жить, чем заниматься, как общаться и т.д.), которые должны стать обязательными для учета и органом опеки и попечительства, и опекуном при принятии решений об организации жизни недееспособного гражданина.

Назад

Критерии, применяемые для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании

В соответствии с Критериями нуждаемости сопровождаемое проживание может быть организовано для инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, если:

► они выражают желание в организации сопровождаемого проживания (индивидуально или в группе);

► у них отсутствуют медицинские противопоказания для предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и на дому (перечень противопоказаний – Приказ Минздрава России от 02.05.2023 № 202н);

► у них 2 или 3 степень ограничения хотя бы одной из следующих основных категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, обучению и контролю за своим поведением, и по оценке нарушения автономии инвалида признаны нуждающимися в услугах сопровождаемого проживания.

Для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании оцениваются трудности, которые возникают у него в выполнении задач и действий для жизни в домашних условиях, и проблемы в разных жизненных ситуациях. Для этого применяется методика оценки нарушения автономии инвалида, в результате которой может быть установлено 4 степени выраженности нарушения автономии инвалида в баллах.

Результатом является определение типа периодичности предоставления услуг сопровождаемого проживания и их продолжительность в течение дня/недели, выраженная в часах:

1 тип – предоставление услуг по сопровождаемому проживанию по запросу с продолжительностью от 4 до 12 часов в неделю (инвалид нуждается в удовлетворении его периодически возникающих запросов для решения новых задач организации своей жизни или планирования/выполнения сложной программы действий с помощью объяснений, ситуативной поддержки и контроля сопровождающего лица);

2 тип – периодическое предоставление услуг по сопровождаемому проживанию с продолжительностью от 12 до 28 часов в неделю (инвалид нуждается в периодическом (несколько раз в неделю) напоминании, содействии, участии при выполнении действий и контроле сопровождающего лица для решения отдельных задач организации жизни инвалида);

3 тип – регулярное предоставление услуг по сопровождаемому проживанию с продолжительностью от 4 до 8 часов в сутки (инвалид нуждается в регулярной ежедневной посторонней помощи, в частых напоминаниях и контроле, руководящем участии сопровождающего лица, совместном выполнении действий, а иногда в замещающем выполнении определенных действий);

4 тип – постоянное предоставление услуг по сопровождаемому проживанию с продолжительностью от 8 до 24 часов в сутки (инвалид нуждается в ежедневной постоянной посторонней помощи, уходе, присмотре (постоянном замещающем выполнении определенных действий).

Исходя из этих критериев можно предположить, что при установлении 1 или 2 типа периодичности услуг сопровождаемое проживание может быть организовано в индивидуальной форме, когда человек с инвалидностью проживает отдельно от других людей, нуждающихся в сопровождаемом проживании. Групповая форма в данном случае целесообразна на время учебного проживания для подготовки инвалида к самостоятельному – отдельному проживанию с сопровождением (например, для тех людей, кто желает жить вне интерната). При установлении 3 или 4 типа периодичности услуг сопровождаемое проживание в индивидуальной форме становится малореальным. Как правило, в этом случае может идти речь о групповой форме сопровождаемого проживания, когда инвалиды проживают совместно в одной квартире или доме малой группой (до 7 человек). Совместное проживание инвалидов позволяет организовать необходимый объем сопровождения, и инвалиды с любой степенью нуждаемости в помощи могут выбрать жизнь в домашних условиях.

Предусмотрено, что при определении нуждаемости инвалида в 4 типе периодичности услуг по сопровождаемому проживанию может рассматриваться вопрос о целесообразности/нецелесообразности организации сопровождаемого проживания для такого инвалида в домашних условиях. Такая норма вызывает опасения, поскольку может препятствовать развитию сопровождаемого проживания для тех инвалидов, которые нуждаются в постоянном сопровождении. А ведь сопровождаемое проживание задумывалось как альтернатива устройству в интернат, в том числе и этих инвалидов. Хотелось бы, чтобы такие инвалиды не исключались из планов развития сопровождаемого проживания, – чтобы их включение в проекты сопровождаемого проживания было предусмотрено в региональных планах развития сопровождаемого проживания.

С учетом Критериев нуждаемости каждый регион должен разработать порядок признания инвалидов нуждающимися в сопровождаемом проживании.

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

Федеральный закон от 28.04.2023 N 137-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты

ФЗ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (от 29.10.2024)

Приказ Минтруда РФ от 28.07.2023 N 606Н Об утверждении критериев, применяемых для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 № 202н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к СО"

Правила организации сопровождаемого проживания инвалидов

Примерный порядок создания и деятельности комиссий по приему в стационарную организацию СО для лиц, страдающих психическими расстройствами, временном выбытии, переводе и выписке из нее (Приказ Минтруда России от 23.04.2024 № 231н)

Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.94 N 51-ФЗ